Помощь адвоката

Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда

 

Если произошел несчастный случай на производстве. И Вас обвиняют по статье 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда» или по статье 216 УК РФ «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ»,

ОБРАЩАЙТЕСЬ! БУДУ ЗАЩИЩАТЬ!

Помимо юридического имею высшее техническое образование. Имея большой опыт знаю, как снизить уголовные риски.

 

Уголовная ответственность за нарушения требований Охраны труда

Исторический опыт развития Российского государства свидетельствует о том, что законодатель, учитывая происходящие перемены в обществе, уделял внимание уголовно-правовой охране трудовых прав граждан. В этой связи возникает потребность в изучении правовых систем, в том числе и уголовного законодательства, осуществлявших защиту указанных жизненно важных интересов, так как в ныне действующем нормативном образовании имеется известный элемент прошлого. Одной из задач сравнительного правоведения является изучение истории, так как это дает возможность рассмотреть исследуемые явления в развитии, во взаимосвязи и взаимодействии с другими факторами социально-политической жизни.

Охрана труда как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе применения их труда выступает одним из важнейших условий достойной жизни и свободного развития каждого человека.

Реализация положений законодательства РФ, регламентирующих право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, во многом обеспечивается существованием стройной и эффективной системы государственного управления охраной труда.

В первых памятниках российского права (Русская правда, Судебники 1497, 1550, 1589 гг., Соборное уложение 1649 г.) нормы об уголовной ответственности за преступления против трудовых прав граждан отсутствовали.

Можно проследить нормативно-правовые акты об ответственности за нарушение правил охраны труда начиная с середины XVIII века, когда в России началась активная торговля, начали создавать фабрики и заводы, начало зарождаться промышленное производство[1].

Техническое перевооружение промышленности, замена ручного труда на машинный, внедрение в производство различных двигателей требовали, с одной стороны, приобретения новых производственных навыков и бережного отношения к сложным механизмам вольнонаемными рабочими, а с другой – соблюдения владельцами фабрик обязательных предписаний об охране труда работников, которые содержались в Горном уставе, Уставе строительном, уставах фабричной, заводской и ремесленной промышленности.

“В 1734 г. в царствование императрицы Анны Иоанновны был учреждён надзор за условиями труда в лице одного обер-комиссара и трёх комиссаров “для лучшего за фабриками смотрения”. В 1744 г. при Анне Леопольдовне был издан закон, регулировавший работу на фабриках и заводах и ограничивающий время ночной работы[2]

Уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности и охраны труда впервые была сформулирована и законодательно закреплена в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., причём первый фабричный закон был издан в России тоже в 1845 г.

В принятом в 1845 году Уложении о наказаниях уголовных и исправительных ответственность за нарушение указанных предписаний предусматривалась разделом VIII “О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния”, в главах VIII (О нарушении правил Устава строительного) и IX (О нарушении уставов фабричной, заводской и ремесленной промышленности).

Так, статьей 1058 Уложения предписывалось: “За учиненное нарушение предписанных Уставом строительным технических или других о постройках правил, установленных в ограждение личной безопасности, виновным в том архитектору, архитекторскому помощнику или иному технику- строителю, или же подрядчику, взявшему на себя по контракту постройку оптом, воспрещается производить постройки и вступать в строительные подряды оптом в продолжение определяемого судом времени от одного года до двух лет, с объявлением о том в ведомствах обеих столиц и в местных губернских”. При этом все неправильно устроенное исправлялось или переделывалось за счет виновных лиц. В тех же случаях, когда возведенное здание или иное сооружение от неправильности постройки разрушалось, наказание было более строгим – заключение в тюрьму на время от двух до четырех месяцев (ст. 1059 Уложения).

Если проанализировать Уложение 1845 г., становится очевидным, что в нём отсутствовала аналогичная ныне существующей в ст.143 УК РФ норма, которая предусматривала бы ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее наступление последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека. Несмотря на это, уже в период действия Уложения 1845 г. в царской России травматизм на производстве в результате несоблюдения правил охраны труда имел с каждым годом всё более широкое распространение.

В 1885 г. ввиду сложившихся в России объективных причин Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было принято в новой редакции. Его большим достижением стало то, что оно под особую уголовно-правовую охрану ставило труд отдельных категорий работников – малолетних и подростков. Уложение предусматривало специальное отделение III «О нарушении постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках, мануфактурах и в ремесленных заведениях».

Далее начинают создаваться первые уголовные нормы, касающиеся ответственности за нарушения правил охраны труда. Так, в Уголовном Уложении 1903 года была выделена специальная глава, которая была посвящена данному виду нарушений, она называлась «О нарушении постановлений о личном найме»[3]. В ней присутствовали статьи, касающиеся обеспечения безопасных условий труда работников, а так же нормы, предусматривающие ответственность работников, решившихся на забастовку, в случае если их не устраивала заработная плата или рабочие условия. Причем особое внимание уделялось защите труда малолетних, подростков и женщин.

Анализ дореволюционных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель относил преступное нарушение правил охраны труда к числу посягательств на общественную и личную безопасность, выделив в качестве специального субъекта преступления собственника завода или предприятия.

Представляется, что законодатель того времени пошел по пути создания специальных составов нарушения правил охраны труда в отдельных сферах промышленного производства, игнорируя большое предупредительное значение общего состава нарушения правил охраны труда. Но это объясняется, скорее всего, тем, что в некоторых сферах экономики России, например в сельском хозяйстве, ручной труд был основой производства еще весьма продолжительное время, следовательно, специальных правил охраны труда для них не существовало.

Сравнительно-правовой анализ названных памятников отечественного уголовного права в сфере охраны труда позволил автору выявить их теоретическое и практическое значение для дальнейшего совершенствования нормы, предусматривающей ответственность за нарушение правил охраны труда в действующем УК РФ.

По мнению автора, данные особенности в сфере уголовно-правовой охраны безопасных условий работы малолетних граждан и подростков могут быть заимствованы при пересмотре состава преступления, определённого ст. 143 УК РФ. В частности, предлагается установить повышенную ответственность за нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть несовершеннолетнего.

В первые годы советской власти правовое регулирование в сфере установления контроля за соблюдением правил охраны труда обеспечивалось посредством издания различных декретов. Только с 1917 по 1922 год, то есть до утверждения первого советского Уголовного кодекса 1922 года, было издано свыше 300 нормативных актов, содержащих в той или иной мере уголовно-правовые нормы. Анализ законодательства периода 1917-1922 годов показывает, что начиная с первых дней революции, советским правительством уделялось большое внимание борьбе с нарушениями законов о труде.

Очевидно, что отмена прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального (Устава уголовного судопроизводства 1864 г.), вызвала необходимость в установлении новых правил определения подсудности дел, процессуального порядка их рассмотрения, закрепления прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. Отсутствие единого кодифицированного правового акта, несомненно, приводило к существенным затруднениям в судебной практике при разрешении такого рода дел. Этим и объясняется большое количество издаваемых в первые годы советской власти декретов, касающихся процессуальных вопросов рассмотрения дел о нарушении трудовых прав граждан и, в частности, правил охраны труда.

Тем не менее, принимались и материальные уголовно-правовые нормы, призванные обеспечить провозглашенные революцией права граждан на труд и на охрану труда. К таковым можно отнести постановление СНК РСФСР от 5 октября 1928 года об обязательном выполнении соглашений, предусматривающих перечень и сроки исполнения плановых мероприятий по охране труда[4], постановления Наркомтруда о безопасности работ на бумагопрядильных фабриках (1919 г.), о мерах безопасности работ в производствах по холодной обработке металлов резанием (1926 г.), о мерах безопасности работ в кузнечном производстве (1926 г.), о мерах безопасности работ в производствах по механической обработке дерева (1926 г.), о работе на открытом воздухе в холодное время года (1929 г.), об условиях труда грузчиков при погрузочно-разгрузочных работах (1931 г.) и др.

Отдельными декретами устанавливалась уголовная ответственность за невыполнение предписаний по охране труда работающих. Например, СНК РСФСР ввиду участившихся случаев нарушений постановлений об охране труда Декретом от 27 апреля 1922 года “О наказаниях за нарушение постановлений об охране труда” постановил, что нарушение специальных норм об охране труда карается штрафом не ниже ста миллионов рублей и до одного миллиарда рублей[5], или принудительными работами на срок не меньше трех месяцев или лишением свободы на срок до одного года. При этом народные суды обязаны были рассматривать такие дела не позже чем через неделю со времени поступления дела от инспекторов труда[6], а в случаях явной бесспорности нарушения – в порядке судебного приказа.

Регламентация преступных нарушений правил охраны труда в уголовных кодексах советского периода осуществлялась следующим образом: УК РСФСР 1922 года, содержащий главу «хозяйственные преступления», данный вид преступлений не выделял в самостоятельный состав преступления. Затем УК РСФСР 1926 года уже выделил нарушение правил охраны труда в отдельный состав преступления. Уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда предусматривал также УК РСФСР 1960[7] года. В частности, в ст. 140 была закреплена норма, согласно которой уголовно наказуемым признавалось нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях организациях не зависимо от форм собственности, если эти нарушения могли повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. В статьях 214-216 устанавливалась уголовная ответственность за нарушения правил безопасности горных, строительных работ и работ во взрывоопасных цехах и на взрывоопасных предприятиях.

Разделение данных составов происходило по родовому объекту, на которое посягает преступление: преступление, предусмотренное ст. 140 УК, относилось к посягательствам на политические, трудовые и иные права и свободы гражданина; преступления, предусмотренные ст. ст.214-216 УК, составляли разновидность посягательства на общественную безопасность, общественный порядок и здоровье населения.

Современный институт управления охраной труда стал создаваться в нашей стране с 90-х годов и в настоящее время имеет устоявшуюся правовую базу и обширную судебную практику. Правовое регулирование охраны труда, на наш взгляд, представляет собой регламентированное законами и подзаконными актами предписание, изданное в пределах полномочий и предметов ведения органов и их должностных лиц, обязательное для исполнения нижестоящими органами и должностными лицами, уполномоченными обеспечивать их выполнение либо неукоснительно выполнять, как это требуется от иных субъектов и участников трудовых правоотношений.

Правовое регулирование охраны труда основывается, о чем уже упоминалось, на Конституции РФ[8], федеральных законах, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, Конвенциях Международной организации труда, общепризнанных принципах и нормах международного права. Российская Федерация с 1991 г., объявив себя преемницей Советского Союза, добровольно возложила на себя обязанность следовать международным договоренностям, ранее взятым СССР. Международным сообществом выработаны определенные правила, соблюдение которых обязательно для стран – участниц своеобразных договоренностей, ибо оно (соблюдение) стоит на страже права граждан на безопасный труд, условия, предотвращающие ущерб здоровью и жизни участников любой производственной деятельности, обязывающие к возмещению виновным ущерба, причиненного работнику, работодателю, любому физическому и юридическому лицу из-за несоблюдения порядка и правил обеспечения безопасности окружающей среды[9]. Что касается УК РФ 1996 г[10], отметим, что в нем сохранена прежняя система норм об ответственности за посягательства на безопасные условия труда. Вместе с тем в конкретные составы преступлений были внесены некоторые изменения и дополнения.

Анализируемая статья 143 УК РФ помещена законодателем в главу 19 УК РФ «О преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина». В данной статье сконструирован материальный состав преступления с четким указанием на последствия, являющиеся обязательным признаком рассматриваемого преступления: причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 143) либо смерть человека (ч. 2 ст. 143).

Таким образом, в национальном законодательстве охране труда уделено значительное внимание, другое дело, что его исполнение, контроль за его исполнением должны быть гораздо лучше, жестче, систематичнее и обязательно с конкретным применением должных мер к нарушителям[11].

 

[1] История России А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 1999. С. 205-212.

[2] Петросянц Э., Рябец В. Развитие охраны труда в России // Охрана труда и социальное страхование. 2009. № 6. С. 65.

[3] Великий А. А. Развитие уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил охраны труда в РФ// Право теория и практика. 2003 г. №7.

[4] Собрание узаконений РСФСР. 1919. № 5. Ст. 54.С.46

[5] Сборник важнейших законодательных материалов по технике безопасности. М., 1949. С. 8-13.

[6] Инспектор труда обязан был в случае нарушения постановлений об охране труда немедленно составить протокол и в течение суток направить его в надлежащий суд.

[7] Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 591

[8] Конституция Российской Федерации ((принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. № 237.

[9] Карпова О.Н. Сущность, содержание, классификация нормативных правовых актов, регламентирующих охрану труда // История государства и права, 2009, N 1 С.14

[10] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ ( с изм. и доп. от 16.10.2012).

[11] Вакулин Ю.В., Матвеев СП. Трудовые права граждан как объект уголовно-правовой защиты // Уголовная политика государства: вопросы теории и правоприменительной деятельности. Воронеж: ВЭПИ, Воронеж. Инст-т МВД России, 2006.С.3

Смотрите также  Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Помощь в расследовании несчастного случая на производстве
Контакты